Поделиться статьей:

Ответственное потребление в искусстве: пиво в работах Мане, Пикассо и Тарантино

Культура потребления алкоголя начала формироваться более двух тысяч лет назад. За это время она прошла разные стадии: от бытового до элитарного потребления, которое по своей сути приближается к современной концепции ответственного потребления. Как в различные периоды общество относилось к алкоголю и как это находило отражение в разных жанрах художественного искусства вы узнаете в этой статье.

История алкоголя в культуре

Культура потребления алкоголя начала формироваться одновременно с художественной культурой. Все началось еще в Древнем Египте, где пиво, наряду с хлебом, было важной частью бытовой жизни. Хенкет (так называлось египетское пиво) делали из ячменя, пшеницы или фиников. Пиво всегда присутствовало на всевозможных пирах, которые изображались на фресках. Алкоголь, и, в частности, пиво, употребляли великие правители древности. Например, Гай Юлий Цезарь писал о пиве, как высоком и всесильном напитке.

В средневековой Европе церковь не одобряла злоупотребление алкоголем, но пиры запретить не могла — слишком большое значение они имели в общественной жизни европейских народов той эпохи. Уже тогда сформировались первые представления о сдержанности и умеренном потреблении. Так, во многих сводах законов указывались рекомендации о том, как правильно себя вести за столом, где присутствует алкоголь — например, не приветствовались споры в нетрезвом виде.

В XIX веке лондонские либеральные политики и литераторы демонстрировали элитарный способ потребления алкоголя, который часто изображали портретисты того времени. Суть элитарного потребления во многом совпадает с современным пониманием культуры ответственного потребления: качественный алкоголь в умеренных количествах из небольших по объёму бокалов, сочетание алкогольных напитков с едой, чередование с безалкогольными напитками и так далее.

Алкоголь в искусстве

В любую эпоху искусство зачастую являлось отражением общества, в котором жил и творец. Культура потребления алкоголя, как неотъемлемая часть общественных процессов, не могла не найти свое отражение в изобразительном искусстве. Начиная с XVI века, пиво занимает особое место в нём. Художники создавали как классические натюрморты с пивом, так и изображали бурные эмоции сельских таверн и жизнь городских пабов.

«Кружка пива» Эдуарда Мане, написанная во второй половине XIX века — один из самых блистательных примеров художественного изображения пива. Над этим портретом мастер начал работу по приезде в Париж, где в одном из кафе он заставил литографа Эмиля Белло позировать для полотна не менее 80 раз. Несколькими годами позже Мане написал еще одну весьма атмосферную картину «Женщины, которые пьют пиво». Этот шедевр импрессионизма является доказательством того, что в модных кругах французской столицы второй половины XIX века пиво было популярным напитком не только среди мужчин. Кстати, примерно в тот же период и тоже в Париже была написана знаменитая «Агостина Сегатори в кафе „Тамбурин“» кисти Винсента Ван Гога — и на этой картине также изображена женщина, употребляющая пиво.

В ХХ веке алкоголь в искусстве стал частью образа одинокого человека, для которого алкогольные напитки перестали быть связующим звеном общения. Однако даже в произведениях искусства модернистов, которые порой слишком увлекались алкоголем, можно обнаружить то, что мы сейчас отнесли бы к smart drinking. Так, в кубическом натюрморте «Харчевня» Пабло Пикассо отразил своё представление о том, как пиво может сочетаться с различными видами еды.

Появившиеся гораздо позже, чем живопись, жанры искусства — такие как кинематограф, тоже не обошли пиво вниманием. В современном кино алкоголь может быть художественным элементом, который отражает идентичность персонажей, или становится частью антуража. Так, Квентин Тарантино уделил достаточно много внимания пиву в двух своих фильмах «Убить Билла» и «Джанго освобожденный». На билбордах в фильме «Убить Билла» вывешена реклама вымышленного пива Tenku, а в «Джанго» все сцены с пивом символично связаны с персонажем-немцем, которого сыграл Кристоф Вальц.

В наши дни искусство становится всё более интерактивным, ярким примером чего являются компьютерные игры. Кстати, употребление алкоголя в играх зачастую вызывает различные эффекты, которые при безответственном подходе могут причинить вред персонажу, например, лишить его очков здоровья. Поэтому геймдизайнеров вполне можно считать амбассадорами ответственного потребления.

Пройдите тест, чтобы заработать баллы! Обратите внимание, что баллы начисляются только за успешное прохождение теста.